Экологическая и промышленная безопасность

МЛСП «Приразломная»отвечает самым жестким требованиям безопасности. При ее проектировании был учтен опыт ведущих американских, канадских и норвежских нефтегазовых компаний, которые уже несколько десятилетий ведут добычу в подобных природно-климатических условиях. Ветер и отрицательные температуры в районе добычи преобладают 40% времени года, количество штормов достигает 22-х в год при средней продолжительности шторма 9,5 суток, устойчивый ледяной покров держится 7 месяцев в году с ноября по май. Платформа сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи в арктическом регионе и рассчитана на максимальные ледовые нагрузки.
Платформа является новым промышленным объектом — ее активное строительство началось в 2008 году, она оснащена всем необходимым для безопасного функционирования оборудованием, закупленным у мировых лидеров-производителей после 2008 года. Специалистами компании были оценены все возможные риски, проведены природно-климатические, экологические исследования, проанализированы фоновые съемки, изучена биота, фауна, проведена оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Глубина моря в районе месторождения не превышает 20 метров, поэтому платформа установлена и гарантировано удерживается на морском дне за счет своего веса (500 тыс. т). От подмыва ее защищает каменная берма высотой 2,5 м. Опорное основание платформы — кессон — представляет собой уникальнейшую разработку. Кессон несет на себе основную нагрузку и от его надежности зависит надежность всей платформы. Именно специально разработанная кессонная часть позволила создать объект, который может успешно противостоять арктическому климату, защищать все оборудование и обеспечивать безопасную работу. От волновых и ледовых воздействий платформу защищает специальная конструкция — дефлектор, изготовленный из высокопрочной стали. Для большей устойчивости к коррозии и износу стены кессона выполнены из четырехсантиметрового слоя плакированной стали, трехметровое пространство между которыми заполнено сверхпрочным бетоном. Для защиты от высокой влажности и агрессивной морской среды используется специальное лакокрасочное покрытие и системы катодной и анодной защиты.

Запас прочности нижней части платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки.

МЛСП «Приразломная» обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии. Платформа работает в соответствии с принципом «нулевого сброса»: использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину.

Все скважины, которые бурятся на месторождении, находятся внутри платформы — ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах оборудование призвано предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Процесс бурения на платформе контролируется специалистами, которые снимают все геолого-технические параметры и, в случае экстренной необходимости, перекрывают устье скважины, предотвращая возможные выбросы. Для безопасной эксплуатации скважин используются глубинные клапаны-отсекатели.

Нефтехранилище находится в основании МЛСП (кессоне), над которым расположены все остальные технологические комплексы и системы. Такое конструктивное решение выдвигает дополнительные требования безопасности при эксплуатации МЛСП. В целях исключения утечки паров легких углеводородов в пространство, расположенное над кессоном, в танках­—нефтехранилищах применяется «мокрый» способ хранения нефти. Такой способ хранения исключает попадание кислорода в нефтехранилище и образование взрывоопасной среды, что является дополнительным условием безопасности платформы.

МЛСП оборудована комплексами устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН), работающими на основе крановой системы и позволяющими производить загрузку танкеров из нефтехранилища платформы. Всего предусмотрено два таких устройства, для обеспечения беспрепятственного подхода танкеров к платформе в зависимости от погодных и навигационных условий.

На фото: подход челночного танкера к МЛСП «Приразломная»

Устройства КУПОН, предназначенные для обеспечения круглогодичной перегрузки нефти с МЛСП на танкеры, оборудованы специальным носовым приемным устройством. Отгрузка нефти осуществляется через одно из устройств в зависимости от направления внешних нагрузок (волнения, дрейфа льда, течения, ветра). Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает максимум за семь секунд.

Перед началом отгрузочных операций челночные танкеры, оборудованные носовой загрузочной системой, осуществляют бесконтактную швартовку. Для исключения непроизвольного столкновения с платформой они оснащены системой динамического позиционирования, которая позволяет удерживать танкер на месте, несмотря на ветер и волны.

Круглогодичный вывоз продукции обеспечат нефтеналивные танкеры усиленного ледового класса с двойным корпусом и дедвейтом (масса груза) 70 тыс. тонн — «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Эти суда специально созданы для транспортировки нефти с «Приразломной» и поставки на рынки сбыта.

На фото: челночный танкер «Кирилл Лавров»

На МЛСП имеются все необходимые системы, обеспечивающие безопасные условия выполнения производственных процессов, а также средства спасения работающих на платформе людей. Системы эвакуации и спасения персонала на платформе включают в себя эвакуационные коридоры с аварийным освещением и огнестойкостью стен 120 минут, временное убежище для персонала на мезонинной палубе, эвакуационные мосты и системы СЭС-2Д с рукавами и спасательными плотами, индивидуальные средства спасения (спасательные жилеты, круги, гидротермокостюмы), спасательные шлюпки танкерного типа для спуска на открытую водную поверхность.

На фото: системы эвакуации и спасения персонала

Ликвидация разливов нефти (ЛРН)


С учетом конструкционных особенностей самой платформы и используемых систем возможность возникновения аварийных ситуаций крайне мала. Тем не менее, исключать совсем ее нельзя.

С учетом передового мирового опыта и требований российского законодательства. разработан подробный план предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти (ЛРН), в рамках которого рассмотрены различные сценарии рисков, произведен расчет сил и средств для формирования аварийных подразделений, организованы и оснащены собственные профессиональные формирования по локализации и ликвидации возможных разливов, организовано взаимодействие с государственными профессиональными формированиями. План разработан специализированной организацией — Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ), согласован Федеральным агентством морского и речного транспорта Министерства транспорта, Министерством энергетики Российской Федерации и утвержден МЧС России.

В рамках плана ЛРН выполнено математическое моделирование аварийных сценариев, идентификация источников опасности (вертолет, скважина, танкер, платформа) и смоделированы объемы возможных разливов нефти. Результаты математического прогноза и моделирования просчитывают миграции аварийных пятен нефти с учетом сезона года, скорости течений, ледовой обстановки и ряда других факторов воздействия.
На основе передового мирового опыта с учетом применением новейших технологий компания «Газпром нефть шельф» закупила специальное оборудование, которое позволит ликвидировать возможные разливы нефти в арктических условиях и сможет осуществлять сбор нефти в ледовых условиях.
На фото: МФЛС «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев»

Основные средства предотвращения чрезвычайных ситуаций и аварийных разливов нефти
Основными средствами предотвращения чрезвычайных ситуаций и аварийных разливов нефти в районе МЛСП «Приразломная» являются, в первую очередь, собственные средства компании «Газпром нефть шельф». Постоянное аварийное дежурство рядом с платформой несут специализированные суда, оборудованные новейшими мощными комплексами аварийного нефтесборного оборудования для работы в зимних условиях. На самой платформе размещен запас сорбентов и морских огнеупорных бонов в комплекте со вспомогательным оборудованием. Кроме того, на берегу в районе Варандея размещено оборудование для ликвидации разливов нефти, которое позволяет защитить береговую линию.

На фото: Судно технического обеспечения


Кроме того, в состав средств ЛРН входит береговой комплекс, размещенный на Варандее. Он позволяет защитить береговую шельфовую зону общей протяженностью более 100 километров и обладает достаточными средствами для сбора нефти и утилизации загрязненной нефтепродуктами почвы и отработанных сорбентов. В соответствии с Планом ЛРН помощь с Варандея прибудет к месту разлива в течение четырех часов.

В устранении последствий чрезвычайной ситуации регионального уровня будут участвовать федеральные силы по ликвидации аварийных ситуаций на море, несущие постоянное аварийно-спасательное дежурство в районе добычи. Разливы федерального уровня будут ликвидироваться силами МЧС с привлечение сил и средств ЛРН компании «Лукойл».
На фото: постановка бонов для сбора нефти