МЛСП «Приразломная»

Особые гидрометеорологичсеские условия Арктики потребовали применения принципиально новых, уникальных технологий для освоения месторождения.
Для реализации проекта создана морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная», которая обеспечивает выполнение всех технологических операций: бурение скважин, добычу, хранение, отгрузку нефти на танкеры, выработку тепловой и электрической энергии.

Длина и ширина платформы составляют 126 м, вес платформы (без балласта) — 117 тыс. т, автономность по запасам провизии и ГСМ — 14 суток, по технологическим запасам и химреагентам — 60 суток, по расходным материалам для буровых работ — 40 суток, жилой модуль рассчитан на круглогодичное проживание до 200 человек. Платформа отвечает самым жестким требованиям безопасности. Она приспособлена к работе в суровых природно-климатических условиях, спроектирована и построена с расчетом на максимальные в регионе ледовые нагрузки.

Платформа работает в соответствии с принципом «нулевого сброса»: использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы закачиваются в специальную поглощающую скважину. «Приразломная» сконструирована так, чтобы обеспечить максимальную безопасность нефтедобычи.

Глубина моря в районе месторождения не превышает 20 метров, поэтому платформа установлена на морском дне и надежно удерживается за счет своего веса (500 тыс. т) и защитной бермы из камня и щебня. Специально разработанное опорное основание платформы (кессон) способно успешно противостоять арктическому климату. Для большей устойчивости к коррозии и износу его стены выполнены из четырехсантиметрового слоя плакированной стали, трехметровое пространство между которыми заполнено сверхпрочным бетоном.

Конструкция кессонной части устроена так, что она выдерживает прямую торпедную атаку. Запас прочности нижней части платформы многократно превосходит реально существующие нагрузки.

Все скважины, которые бурятся на месторождении, находятся внутри платформы — ее основание одновременно является буфером между скважиной и открытым морем. Кроме того, установленное на скважинах оборудование призвано предотвратить возможность неконтролируемого выброса нефти или газа. Система хранения нефти на платформе предусматривает «мокрый» способ размещения сырья в резервуарах, что исключает попадание в емкости кислорода и образование взрывоопасной среды.
Круглогодичный вывоз продукции обеспечат нефтеналивные танкеры усиленного ледового класса с двойным корпусом и дедвейтом (масса груза) 70 тыс. тонн — «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Эти суда специально созданы для транспортировки нефти с «Приразломной» и поставки на рынки сбыта.
Отгрузочная линия по перекачке нефти на танкер оборудована системой аварийной остановки и закрытия, которая срабатывает максимум за семь секунд. Рядом с платформой несут постоянное аварийное дежурство специализированные ледокольные суда, оборудованные новейшими комплексами нефтесборного оборудования для работы в зимних условиях. Кроме того, на берегу в районе Варандея размещено оборудование для ликвидации разливов нефти, которое позволяет защитить береговую линию.
Следуя лучшим мировым практикам и учитывая требования российского законодательства, разработан подробный план предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти, в рамках которого рассмотрены различные сценарии рисков, произведен расчет сил и средств для формирования аварийных подразделений, организованы и оснащены собственные профессиональные формирования по локализации и ликвидации возможных разливов, организовано взаимодействие с государственными профессиональными формированиями.
Ход проектирования и строительства МЛСП можно условно разделить на пять этапов:
  1. Проектирование и заводское изготовление платформы на акватории предприятия «ПО „Севмаш“ в г. Северодвинске;
  2. Буксировка платформы из г. Северодвинска в г. Мурманск;
  3. Достройка и балластировка бетоном платформы на акватории Кольского залива (г. Мурманск);
  4. Буксировка платформы из г. Мурманска на месторождение;
  5. Установка платформы на месторождении, отсыпка защитной бермы, проведение пуско-наладочных работ под „нагрузкой“, бурение первых трех скважин.

18 ноября 2010 г.был завершен первый этап строительства платформы — выполнено заводское изготовление платформы на ОАО «ПО»Севмаш», установка жилого модуля на МЛСП выполнены подготовительные работы для буксировки платформы в г. Мурманск на 35 СРЗ.

В период с 18 по 27 ноября 2010 г. был завершен второй этап — буксировка платформы из г. Северодвинска к месту достройки опорного основания (кессона) — 35 СРЗ в г. Мурманске. В транспортировке платформы в составе буксировочного ордера принимали участие семь судов.

На фото: буксировка МЛСП «Приразломная» из г. Северодвинска в г. Мурманск

На протяжении девяти месяцев в Мурманске на территории 35 СРЗ филиала ОАО «Центр Судоремонта „Звездочка“ в рамках третьего этапа работ велась достройка платформы.

В частности, была завершена балластировка платформы бетоном: в течение почти полутора месяцев в ёмкости платформы залили около 54 тыс. м3 бетона. Были завершены основные строительно-монтажные работы, проведены испытания систем и механизмов «вхолостую» в объеме, достаточном для установки платформы на месторождение.

С 18 по 26 августа 2011 года был завершен четвертый этап — операция по буксировке МЛСП «Приразломная» из Мурманска к месту постоянного базирования на одноименное нефтяное месторождение в Печорском море.

На фото: буксировка МЛСП «Приразломная» из г. Мурманска на Приразломное нефтяное месторождение в Печорском море

Транспортировку МЛСП обеспечивали многофункциональное ледокольное судно «Владислав Стрижов» и транспортно-буксирные суда «Кигориак», «Нептун» и «Иимс». Буксировка платформы до месторождения заняла ровно неделю. Протяженность маршрута буксировки составила около 1200 км.

Пятым, завершающим этапом стала установка платформы на точке в Печорском море. Для защиты грунта от размыва и предотвращения смещения платформы с точки бурения вокруг нее была создана защитная насыпь из камня.

В рамках пуско-наладочные работы «под нагрузкой» завершено строительство первой эксплуатационной скважины.

Всего проектом запланирован ввод 36-ти скважин, в том числе добывающих — 19; нагнетательных 16; поглощающих — 1. Кроме того, забиты направления для 4-х резервных скважин.